УТВЕРЖДЕНО
Приказ Управляющего делами Президента Республики Беларусь 18.07.2016 № 124
(в редакции приказа Управляющего делами Президента Республики Беларусь 22.02.2023 № 30)
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по противодействию коррупции
1. Настоящим Положением определяется порядок создания и деятельности в Управлении делами Президента Республики Беларусь (далее – Управление делами) комиссии по противодействию коррупции (далее – комиссия).
2. Комиссия создается на основании приказа Управляющего делами Президента Республики Беларусь в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является Управляющий делами Президента Республики Беларусь. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов.
Состав комиссии формируется из числа работников Управления делами, в том числе курирующих (осуществляющих) финансово-хозяйственную деятельность, бухгалтерский учет, распоряжение бюджетными денежными средствами, сохранность собственности и эффективное использование имущества, кадровую и юридическую работу, а по решению Управляющего делами Президента Республики Беларусь – также из числа граждан и представителей юридических лиц.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
4. Основными задачами комиссии являются:
аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками Управления делами, организаций, входящих в систему Управления делами Президента Республики Беларусь, и хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в управлении (оперативном управлении) Управления делами Президента Республики Беларусь, а также хозяйственных обществ – участников холдингов с участием государства, управляющие компании которых находятся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – подчиненные организации);
обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками Управления делами, подчиненных организаций;
своевременное определение коррупционных рисков и мер по их нейтрализации;
разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в Управлении делами, подчиненных организациях, анализ эффективности принимаемых мер;
координация деятельности структурных подразделений Управления делами, подчиненных организаций по реализации мер по противодействию коррупции;
взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;
рассмотрение вопросов соблюдения правил этики государственного служащего (корпоративной этики);
принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.
5. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:
ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками Управления делами, подчиненных организаций и анализирует данную информацию;
заслушивает на своих заседаниях руководителей подчиненных организаций о проводимой работе по профилактике коррупции;
взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;
принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;
разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника Управления делами или подчиненной организации, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;
разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;
запрашивает у подчиненных организаций в пределах компетенции Управления делами в установленном законодательными актами порядке информацию по вопросам противодействия коррупции;
вносит руководителям подчиненных организаций предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников этих организаций, совершивших коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции;
рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;
вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;
рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции;
осуществляет иные функции, необходимые для организации работы по противодействию коррупции.
6. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.
План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте Управления делами в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 15 дней со дня его утверждения.
Информация о дате, времени и месте проведения заседаний комиссии подлежит размещению на официальном сайте Управления делами в глобальной компьютерной сети Интернет не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания комиссии.
7. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке либо находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
8. Председатель комиссии:
несет персональную ответственность за деятельность комиссии;
организует работу комиссии;
определяет место и время проведения заседаний комиссии;
утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;
дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;
незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего Положения.
В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.
В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
9. Член комиссии вправе:
вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;
задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;
в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;
осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.
10. Член комиссии обязан:
принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседаний комиссии;
участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;
по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;
не совершать действий, дискредитирующих комиссию;
выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);
незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;
добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.
Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
11. Секретарь комиссии:
обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;
ведет документацию комиссии;
извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;
обеспечивает подготовку заседаний комиссии;
обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссии;
осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.
12. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
121. Граждане и юридические лица вправе направить в Управление делами предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.
Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.
К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.
В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.
13. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.
В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.
В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:
с установленными нарушениями работниками Управления делами и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;
с соблюдением в Управлении делами и подчиненных организациях порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);
с состоянием дебиторской задолженности, обоснованностью расходования бюджетных средств в Управлении делами, подчиненных организациях;
с правомерностью использования имущества, выделения работникам подчиненных организаций заемных средств;
с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;
с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.
Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании комиссии рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в ее компетенцию.
14. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками Управления делами и подчиненных организаций. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
15. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
16. В протоколе указываются:
место и время проведения заседания комиссии;
наименование и состав комиссии;
сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;
повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;
принятые комиссией решения;
сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.
17. Подготовка протокола заседания комиссии осуществляется в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, затем в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.