Музей истории слуцких поясов открыл сезон экскурсий в вечернее время.
Кроме осмотра экспозиции у посетителей появилась возможность сфотографироваться в костюмах белоруской шляхты в свете вечерней иллюминации.
Музей истории слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определенные периоды истории. На протяжении всей истории пояс был обязательной частью костюма у всех народов мира. Его внешний вид, стилистика и функции менялись на протяжении веков.
Считается, что мода на длинные, широкие, шелковые узорчато-тканые пояса пришла на белорусские земли благодаря идеологии сарматизма, в основе которой лежали генеалогические предания о происхождении аристократии Речи Посполитой от древних воинственных племен сарматов. Под воздействием легенд, широко распространенных в государстве в XVI–XVIIIвв., представители верховного сословия страны стремились во всем быть похожими на «славных предков».
В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В XVIII–XIX вв. пояса изготавливались из шёлка, золотых и серебряных нитей. Одно изделие могло содержать от 65 до 200 грамм драгоценного металла.
У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонними (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценными считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая.
Слуцкие пояса стали выдающимся художественным явлением не только белорусского, но и западноевропейского декоративно-прикладного искусства XVIII–XIX вв. Это результат тысячелетнего развития на территории Беларуси ручных ткацких технологий и художественного таланта её жителей. Слуцкие пояса – это вклад белорусского народа в мировую культуру.
В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Будучи представителями одной из самых старинных знатных польско-литовских фамилий, Радзивиллы состояли в родстве со многими влиятельными родами, в том числе с королевскими домами Европы. Несвижские Радзивиллы были фантастически богаты. Дворцовые залы украшала роскошная мебель, персидские ковры, полотна знаменитых художников, бесценные коллекции предметов искусства, хрусталя, оружия, монет и медалей. Некоторые залы были целиком отделаны мрамором, алебастром или золотом.
Зона «Мануфактура» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь — 2,4 гектара. Общее число работников доходило до 60 человек. На персиарне изготавливалось 200 поясов в год.
Вскоре после присоединения Беларуси к России пояса выходят из моды. Леон Маджарский прекратил аренду мануфактуры в 1807 г. Бывшая «персиарня» сократила изготовление поясов и расширила выпуск парчовых узорных и золотных тканей, главным образом, для нужд церквей и костёлов. Этот период нашёл отражение в «Сакральной зоне».
«Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей.
Значимым и исключительно многофункциональным предметом в традиционной культуре белорусов был пояс. Он выполнял разнообразные символические и обрядовые фунции, а также использовался в различных целях в быту. В традиционном белорусском костюме, который в целом отличался сдержанностью и лаконичностью декора, поясу придавалось очень большое значение. Он выполнял сразу несколько функций: практическую, символическую, магическую, апотропейную (защитную), этическую, знаковую, эстетическую.
Первый поясок в подарок ребенку приносила бабка-повитуха, которая принимала роды. Такой пояс выступал в роли оберега.
Пояс являлся важным атрибутом свадебного обряда. Невеста дарила пояса жениху и свату на запоинах, что обозначало согласие на брак; пояс клали на рушник, на котором стояли молодые во время венчания; мать жениха встречала новобрачных с пирогом и поясом.
Пояс присутствовал и в похоронном обряде: в этом случае его роль заключалась в установлении символической связи между миром людей и загробным миром.
Пояса, употреблявшиеся в народном костюме на территории Беларуси, в основном были самодельными – ткаными или плетеными. Они отличались большим разнообразием: для каждого региона, а иногда и небольшого ареала были характерны свои неповторимые способы декора.
В настоящее время узорчатые пояса, выполненные в традиционных техниках плетения и ткачества, широко используются в сценическом и церемониальном костюме. Их изготовлением продолжают заниматься народные мастера, предприятия художественных промыслов, любители традиционной культуры. Пояс является одним из самых популярных современных белорусских сувениров.
В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире. Состоит он из 2 частей: ткацкий станок и жаккардовая машина. Управляется станок двумя компьютерами. В его состав входит 7 основ, 1200 нитей, 6 челноков, что обеспечивает уникальные возможности.
В музее действует предварительная запись. Уточнить информацию можно по телефону: +375(44)715-03-00.
Смотреть все