В очередной раз убедиться в этом ученые смогли при изучении широкоушки европейской (Barbastella barbastellus). Ключевым фактором для существования краснокнижного вида летучих мышей является наличие в Беловежской пуще большого количества старовозрастных, а также отмирающих и мертвых деревьев.
Многочисленные исследования на территории национального парка (например, Домбровский и др., 2017; Rachwald, 2018; Dietz et al., 2018) не раз доказывали, что Беловежская пуща является одним из ключевых в регионе мест обитания рукокрылых, в том числе видов с высоким европейским охранным статусом. Особое значение Национальный парк «Беловежская пуща» имеет для сохранения широкоушки европейской – вида, занесенного в Международную Красную книгу (категория NT – близкий к угрожаемому).
Благодаря современному акустическому оборудованию и отловам летучих мышей паутинными сетями несколько лет назад ученые выяснили, что Беловежская пуща является местом обитания 16-ти из 19-ти отмеченных в Беларуси видов летучих мышей. В предыдущем исследовании (2014-2016 гг.) 12 видов мышей было помечено радиопередатчиками, которые помогли определить, какие именно убежища предпочитают рукокрылые во время дневного сна, а также получить множество другой информации по их биологии.
В июне 2019 года специалисты из ОО «Аховы птушак Бацькаўшчыны», НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам и Института экологии зверей и экологического образования (Германия) вновь приступили к исследованиям. С целью изучения особенностей размещения материнских и самцовых колоний широкоушки в условиях Беловежской пущи, а также пополнения данных о местах размещения материнских колоний других видов на территории национального парка был проведен радиотрекинг летучих мышей.
В течение недели в Беловежской пуще на пяти различных локациях в Каменецком и Пружанском районах было отловлено 105 особей рукокрылых, принадлежащих к одиннадцати видам. В процессе отлова для генетического банка дикой фауны лаборатории молекулярной зоологии НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам было отобрано 38 проб рукокрылых всех отловленных видов.
Для радиотрекинга было отобрано девять особей, принадлежащих к 4-м различным видам летучих мышей. Для шести особей, четыре из которых были европейские широкоушки, удалось выявить места размещения их убежищ. При этом помеченные летучие мыши регулярно их меняли.
Отслеживая летучих мышей с помощью радиотрекинга, специалисты нашли 24 дерева, в которых располагались их убежища. При этом 22 выбранных рукокрылыми дерева были мертвыми. Такие результаты подтверждают выводы, сделанные учеными ранее, – мертвые деревья крайне важны для выживания летучих мышей. Возраст погибших деревьев колебался от 25-ти (сосна) до 250-ти (дуб) лет. Большая часть жилых убежищ (58%) располагалась в сухих деревьях ели. Европейская широкоушка практически всегда выбирала мертвую ель возрастом старше 40 лет, где пряталась под отстающей корой.
Практически ежедневно колонии летучих мышей меняли место дневки, перемещаясь с дерева на дерево на участках площадью до 10 га. В связи с многочисленностью широкоушки европейской в Беловежской пуще практически любое сухостойное дерево (в особенности – ель) потенциально может использоваться данным видом в качестве укрытия материнской колонии или размещения самцов. В связи с этим становится очевидным, что уборка подобных деревьев при проведении лесохозяйственных мероприятий в весенне-летний период в местах обитания этого вида представляет для него опасность. Установление дат массового прилета и отлета широкоушки европейской из Беловежской пущи может быть целью последующих работ.
Исследование летучих мышей проводилось в рамках природоохранного проекта для Беловежской пущи, который АПБ реализует вместе с национальным парком при поддержке Франкфуртского зоологического общества. Смотреть все