В Беларуси в этом году собираются выбрать туристический бренд страны. Конкурс на его разработку должен стартовать в апреле. В июне состоится общественное голосование, в ходе которого выберут финалистов, затем пройдет заседание экспертного жюри и определение победителя. Какой посыл может лечь в основу бренда? Национальное агентство по туризму презентовало исследование имиджа Беларуси внутри страны и за рубежом.
Исследование проводилось отдельно среди иностранцев и местных жителей. Как рассказала начальник отдела маркетинга Национального агентства по туризму Ирина Гордиенко, основная иностранная аудитория, которую анкетировали, — в возрасте от 16 до 45 лет (78%). Мужчин и женщин было практически поровну. 45% респондентов — из стран Европы, 45% — из стран СНГ, 10% — из Азии, Северной и Южной Америки. 45% посещали Беларусь, 55% никогда не были в стране. Что касается местных жителей, то 94% опрошенных — люди в возрасте от 16 до 45 лет, 55% — из Минска. Почти две трети респондентов путешествуют по Беларуси.
Во время анкетирования иностранцев попросили перечислить пять вещей, которые приходят им на ум при упоминании о Беларуси. Самый популярный ответ — природа (36%). Также иностранцы называли драники/картошку (причем это было характерно для жителей и СНГ, и Европы), гостеприимных жителей, чистоту и порядок, столицу страны Минск, зубров, Беловежскую пущу, образование и замки. Когда такой же вопрос был адресован местным жителям, картина ответов была схожая. Природа тоже была на первом месте, но вместо образования чаще упоминали аиста.
Во время исследования также изучалось, насколько люди согласны с некоторыми утверждениями о стране. В целом все опрошенные иностранцы согласились, что Беларусь — хорошее место для путешествий, это безопасная страна и здесь красивая природа.
При выборе цвета для Беларуси почти половина опрошенных иностранцев назвали зеленый. Далее в «цветном» рейтинге идут белый, красный, голубой. Половина опрошенных из числа местных жителей также согласились, что цвет Беларуси — зеленый. «Мы спросили про цвет, потому что это тоже очень важно и будет учитываться в разработке и визуализации бренда», — пояснила Ирина Гордиенко. В анкете был вопрос, с каким животным или растением ассоциируется Беларусь. Большинство и иностранцев, и белорусов поставили на первое место зубра.
Оценивая человеческий потенциал, иностранцы говорили, что белорусы терпеливые, дружелюбные, общительные, вежливые, трудолюбивые и честные. У местных жителей спрашивали, какие черты белорусского народа им больше всего нравятся (т.е. что могло бы лечь в основу бренда страны), и они чаще всего называли доброту, спокойствие и гостеприимность, отзывчивость, трудолюбие и терпимость. Иностранцам также показывали карту Европы и просили отметить Беларусь, почти 75% опрошенных смогли это сделать.
Что касается знаменитых людей из Беларуси, которых знают за рубежом, то примерно одинаковое количество голосов получили Дарья Домрачева, Янка Купала, Якуб Колас, Виктория Азаренко и Франциск Скорина. Знаменитыми белорусскими компаниями и брендами иностранцы назвали «Милавицу», «Белавиа», «Коммунарку», «Спартак», БелАЗ и «Белиту». Наиболее известными достопримечательностями стали Беловежская пуща, Мирский замок, Брестская крепость, Национальная библиотека, Хатынь и Несвижский замок (у белорусов на первом месте оказался Мирский замок, а Беловежская пуща была на втором).
В ходе исследования белорусам также предложили рассказать, почему иностранный турист должен приехать в нашу страну. Почти четверть людей ответила — потому что здесь красиво, еще 20% сказали, что Беларусь — это уникальное место. Третий по популярности ответ — после посещения Беларуси иностранец изменит свое мнение о стране.
Кроме того, эксперты проекта, финансируемого ЕС, «Поддержка устойчивого туризма в Беларуси» провели свой анализ и выделили четыре блока (сильные стороны), которые помогут развивать туризм в стране. В их числе природа — биоразнообразие флоры и фауны, присутствие «большой пятерки» Европы (медведь, зубр, лось, рысь, волк), Беловежская пуща и другие национальные парки. Также среди преимуществ богатое культурное наследие — архитектурные памятники, объекты наследия Первой и Второй мировых войн, ремесла, фольклор и национальная кухня. Третий блок — разнообразие отдыха в Беларуси: выделены пешие и велосипедные прогулки, наблюдение за птицами, оздоровительные туры и пребывание в санаториях. Четвертым преимуществом Беларуси эксперты проекта ЕС считают возможность побывать в таком уникальном городе, как Минск. Но есть и вещи, над которыми, по мнению европейских экспертов, еще предстоит поработать. Это инфраструктура для самостоятельных путешественников (навигация, английский язык), необходимость регистрироваться для иностранцев, ограниченный выбор гостиниц за пределами Минска.
До утверждения бренда страны еще предстоит проделать большую работу. Данное исследование Нацагентства по туризму — только один из ее этапов. Бренд должен стать не просто графическим изображением, а эмоциональным и информационным символом — уникальным, привлекательным и узнаваемым. И вкладываемый смысл не менее важен, чем визуализация бренда. При выборе окончательного варианта Минспорт обещает учитывать мнение и экспертов, и общественности.
Источник информации belta.by